Легкая степень дебильности

Олигофрения в стадии дебильность — легкая степень умственной отсталости



Олигофрения – стойкое психическое недоразвитие, или умственная отсталость. Причина – органическое поражение головного мозга, которое может быть, как врождённым, так и приобретённым в период раннего детства.

Оглавление:

Устаревшая разбивка олигофрении на 3 стадии (дебильность имбецильность идиотия) в настоящее время не используется медиками по этическим соображениям. Они предпочитают нейтральные термины, исходя из коэффициента интеллекта. Чем выше коэффициент, тем менее выражена стадия олигофрении:

  • 50-70 баллов – лёгкая степень;
  • 35-50 – умеренная;
  • тяжёлая;
  • меньше 20- глубокая.

Но традиционное деление олигофрении на 3 стадии даёт более ясную картину:

  • дебильность – самая лёгкая и распространённая форма умственной отсталости.
  • имбецильность – средняя.
  • идиотия- глубокая.

Врождённую умственную отсталость можно приобрести:

  • в период внутриутробного развития;
  • во время родов.

Приобретённая дебильность случается обычно в возрасте до 3-х лет, чему способствуют:



Кто он, человек с легким слабоумием?

Дебильность – самая распространенный и лёгкий вариант умственной неполноценности. По степени болезнь может быть лёгкой, средней и тяжёлой. По доминирующим проявлениям: атонической, стенической, астенической, дисфорической.

Больные любую информацию запоминают медленно, забывают быстро. Не умеют обобщать, не владеют абстрактными понятиями. Тип мышления – конкретно-описательный. То есть, они могут говорить только о том, что видели, не делая никаких выводов и обобщений. У них нарушено понимание логических связей между событиями и явлениями.

Больные олигофренией в степени дебильности практически самые честные люди на свете. Но не из высоких моральных соображений. Эти люди просто не способны фантазировать. За исключением редких, патологических случаев, описанными в судебной практике, они могут говорить только о том, что видели.

При разговоре сразу отмечается: нарушения речи, её однообразность, безэмоциональность, бедный словарный запас, примитивное построение предложений.

Иногда присовокупляется такой феномен, как одарённость в некоторых областях на фоне общей патологии: способность механически запоминать огромные тексты, абсолютный слух, гениальность в математике, художественный дар.



Больные не любят перемену обстановки. Только в привычной среде чувствуют себя уверенно, защищено и даже способны к самостоятельной жизни.

Они повышенно внушаемы, из-за чего являются лёгкой добычей преступников, которые используют их, как зомби. Доверчивого олигофрена легко убедить в чём-то, навязать свою точку зрения, которую они будут воспринимать, как собственную. Из их среды нередко выходят неуправляемые и нерассуждающие фанатики, которые никогда не меняют «своих» убеждений.

Воля и эмоция почти неразвиты. Ими руководят инстинкты: половой, пищевой. Половая распущённость – неприятное явление, вызывающее отвращение у окружающих.

У лиц, страдающих дебильностью, инстинкты почти не поддаются контролю и коррекции. Пищевой инстинкт – основа основ. Они много едят, неразборчивы в пище, у них слабо развито чувство насыщения.

В целом, при удачной социализации они – отличные супруги (внушаемость), не склонны к конфликтам, очень послушны (нет своего суждения).


Ими легко управлять. Из-за внушаемости и управляемости они могут быть, как вполне адекватными членами общества, так и абсолютно асоциальными, злобно-мстительными и жестокими.

Характер могут иметь очень привлекательный: добрые, как дети, сердечные, преданные тем, кто о них заботится. Наряду с ними существуют личности агрессивные, злобные, упрямые, мстительные.

Дебильность выражается и в излишней возбудимости, и в явной заторможенности (в простонародье последние зовутся «тормозами»).

Стадии и степени дебильности

Различают три стадии в зависимости от IQ:

Также выделяют такие виды дебильности:

  1. Атоническая. Характерна тем, что больные демонстрируют странное, лишённое мотивов поведение.
  2. Астеническая. Больные эмоционально неустойчивы, быстро устают приходят к умственному и физическому истощению.
  3. Стеническая. У этой степени два полюса. На одном: добродушные, общительные, оживлённые люди. На другом: вспыльчивые, эмоционально неустойчивые, неуправляемые.
  4. Дисфорическая. Это самая опасная степень болезни: настроение у пациентов этой группы агрессивное, зачастую направленное на разрушение и погром.

Детский дебилизм и его особенности

Распознать, что у ребёнка дебильность, довольно трудно до тех пор, пока он не пойдёт в 1-й класс. На лице у него нет явных признаков заболевания.



В дошкольном возрасте признаки проявления умственной отсталости легко не заметить. Особенности развития, индивидуальность личности, тип темперамента…

Дети –торнадо, дети-молчуны – всё это ни о чём ещё не говорит. Только с поступлением в 1-й класс постепенно выявляется грозный признак: такие детки почти не усваивают программу обучения ни по одному из предметов.

С момента ученичества, когда приходит пора запоминать, читать, считать, пересказывать услышанное, начинают проявляться черты дебильности. Таких детей трудно чему-то научить потому что невозможно надолго привлечь их внимание, тем более- зафиксировать его.

Но диагноз ставить рано: дефицитом внимания страдают многие маленькие «торнадо» и «цунами». Но в отличие от непоседливых, живых, гиперактивных детишек, ребёнок со слабоумием совсем не такой шумный и неугомонный. В школе начинается бедствие. Выясняется, что к обучению по средней, обычной программе он не способен.

Упрекать их в лени, обвинять, заставлять, пытаться «вдолбить» знания в голову бесполезно. Так можно только запугать своего «особого» ребёнка и заставить его страдать.

Они не понимают условий задания, не улавливают связи между вещами и явлениями. Не могут решать логические задачи (убрать лишнее, или прибавить недостающее). Грамматика и правописание им не даются.



Трудности с пересказом прочитанного, или услышанного вызваны тем, что страдающие дебильностью не могут долго удерживать в памяти то, что услышали.

Маломощный запас слов и неумение сооружать из них фразы, неправильная расстановка слов и слогов – всё это мешает им быть хорошими ораторами.

Зато эта детвора хорошо умеет обслуживать себя, помогать вести домашнее хозяйство.

Эмоциональная сторона

У детей, страдающих олигофренией в стадии дебильности существует два полюса эмоциональности:

Также существуют и два полюса активности:

Превалирование примитивных инстинктов, сексуальная расторможенность лишают их привлекательности в глазах социума. Подростки не умеют это скрывать: пристают к девочкам, прилюдно онанируют.

Доверчивость, внушаемость – страшные качества этих людей в преступных руках. Они не обдумывают отданных им указаний и не умеют просчитывать последствия своих деяний.

Особенности мышления

«Особые» дети не умеют обобщать, делать выводы, им доступно только конкретное мышление. Для них недосягаемы абстракции.

У них нет собственных суждений о происходящем. Они легко перенимают чужие мнения и убеждения и считают их своими. «Не такие, как все» способны увидеть лишь внешнюю часть явления. Подводная часть айсберга – не для них.

У больных отсутствует детская любознательность, пытливость ума, они не «почемучки», им неинтересно «что, как, для чего».



Компенсируется отсутствием воображения, любознательности и абстрактного мышления отличной ориентацией в ситуациях житейского характера. Они не идут на конфликты, послушны и покладисты.

Постановка диагноза и тесты

С наступлением первого года в школе трудности с обучением обычно заставляют задуматься о причине которая их вызывает. Первый учебный год – пора постановки диагноза. Диагностируют дебильность после проведения обследования у психиатра, невропатолога, бесед с психологом, консультаций с логопедом.

Психологические тесты плюс количественное измерение интеллекта и личностных факторов помогают в постановке диагноза.

Степень болезни выявляется с помощью оценки уровня коэффициента интеллекта. Методик очень много. Их цель – измерить свойства психики в области мышления, интеллекта и речи. Для детей и взрослых тесты предлагаются в соответствии с возрастом.

Тест Айзенка

Тест Айзенка (тест на интеллект) – определяет уровень развития интеллектуальных способностей. Это опросник, в нём сорок заданий по логике, математике и лингвистике. На выполнение задания даётся 30 минут. Шкала теста начинается от нижней границы в 70 доходит до своего пика в 180 баллов:


  • верхняя граница (180) говорит о гениальности испытуемого, поэтому редко кто её достигает: гениев-то не так много на свете;
  • вариант нормы:баллов;
  • меньше 70 – повод насторожиться, так как 70 баллов – это порог, отделяющий здоровых от больных;
  • всё, что меньше 70-бального значения заставляет предположить патологию.

Тест Айзенка сам по себе не даёт оснований для постановки диагноза. Он имеет смысл лишь в совокупности с другими методиками для установления степени развитости интеллекта.

Тест Войнаровского

Тест Войнаровского (на логическое мышление) – это некое количество утверждений, из которых надо выбрать правильное. Тест хорош тем, что не требует математических знаний, которых ещё нет у дошкольников.

Лучше всего начинать с простейших тестов: «убери лишний предмет», «дополни ряд картинок недостающей».

Оценка развития речи

Установить, насколько ребёнок владеет письменной и устной речью помогут такие тесты:

  • вставить в рассказ недостающие слова;
  • пересказать отрывок из прочитанного самостоятельно, или прослушанного из уст тестирующего;
  • правильно расставить запятые в тексте;
  • придумать фразу из отдельных слов.

Тест Торренса

Тест Торренса определяет степень одарённости пациента. Он заключается в заданиях с использованием фигур. Тестируемому выдаются разные фигуры:


  • фигура в форме яйца, ребёнку предлагается изобразить в рисунке что-либо похожее на этот предмет;
  • задания с 10 карточками и фрагментами фигур;
  • лист с нарисованными парными прямыми линиями.

Тест определяет творческий потенциал, нестандартность мышления и способность к анализу и синтезу.

Чтобы не ошибиться с диагнозом, необходимо, помимо тестов, консультация разных специалистов, данные клинических исследований, сведения о семье ребёнка, среде, в которой он растёт и воспитывается. Также надо помнить о его личностных особенностях, чтобы не спутать молчаливого гения (Эйнштейн) с умственно отсталым.

Коррекция и оказание помощи

В основном лечение симптоматическое:

Быстро устающим и вялым пациентам назначают стимулирующие психику препараты, которые делают их более активными и деятельными.

Особо возбудимым прописывают нейролептики и антипсихотики , немного гася и «притормаживая» их психические реакции.



С больными занимаются логопеды, психологи, педагоги. В детском возрасте такое лечение особенно необходимо. Оно помогает лучше усваивать знания, приобретать навыки, развивает самостоятельность, учит ориентироваться в мире и социализироваться.

Главная задача медицины направлена на то, чтобы помочь пациенту адаптироваться в обществе, научиться жить самостоятельно, осваивать простые специальности. Центры реабилитации и социальной адаптации учат жизни в социуме.

Успех адаптации зависит от правильно организованных условий учёбы, работы, налаженного быта. Не надо требовать от детей невозможного: они должны учиться в специализированных школах, соответствующих уровню их развития, работать в областях, где не требуется внимание, инициатива, творческий подход. Правильная адаптация может дать больному всё: работу, семью, друзей и достойный уровень жизни.

Профилактические меры

Меры профилактики – это набор простых правил и рекомендаций:
  • выявлять у будущих мам заболевания, провоцирующие развитие пороков у плода: краснуха, корь, венерические болезни;
  • обязательно хорошее родовспоможение, предотвращающее родовые травмы, гипоксию плода, его инфицирование;
  • здоровый образ жизни беременной, исключающий курение, пьянство, приём наркотических средств и медикаментов, способных навредить ребёнку;
  • мероприятия, направленные на предупреждение заражение женщины инфекционными заболеваниями.

Этот раздел создан чтобы позаботиться, о тех, кому необходим квалифицированный специалист, не нарушая привычный ритм собственной жизни.

Источник: http://neurodoc.ru/bolezni/psycho/debilnost.html



Какие бывают стадии дебильности?

Диагноз дебильность ставят человеку, имеющему легкую степень психического недоразвития (олигофрения). Люди с таким заболеванием значительным образом отстают в умственном развитии, и у них позже других формируется речь и артикуляция.

Характеристика дебильности

Больной с диагнозом дебильность начинает ходить и говорить позже положенного срока. Также у таких людей имеются дефекты артикуляции. Механическая память довольно неплохая. При определенной усидчивости и настойчивости преподавателей такие дети могут оканчивать программу начальных классов, но материал усваивается тяжело. Одним из трудных предметов считается для них математика. Но все же, людям с диагнозом дебильность рекомендуется проходить обучение в специальной вспомогательной школе.

Интересы и поведение также имеют свои отличия: больные практически не читают книг, интересы направлены лишь на удовлетворение естественных потребностей и развлечения, просмотр телевизора.

Тип мышления у людей с легкой степенью дебильности конкретно-описательный. Для них представляется трудным охватывать ситуацию в целом, и потому они улавливают из события лишь внешнюю сторону. Абстрактное мышление у дебилов нарушено. Неспособность выработки понятий зависит от стадии дебильности.

Как правило, у дебилов нет способности к собственным суждениям, и поэтому они практически копируют чужие взгляды или поведение. Фразы употребляют шаблонно.



Несмотря на конкретно-образное мышление лица с легкой степенью дебильности могут анализировать полученный опыт и делать нетрудные выводы.

Степени дебильности

Различают легкую, среднюю и тяжелую степени. Менее глубокая степень дебильности характеризуется большим словарным запасом у больного. Хотя речь может быть дефектной даже при начальной стадии заболевания. К клиническим признакам дебильности относят повышенную внушаемость и подчинение другим личностям. Такие люди часто легко выполняют любые требования и соглашаются со всем, что им предложат. Поэтому дебилы могут стать орудием в руках преступников и совершать разного рода проступки: кражи, поджоги, ограбления и т.д.

При дебильности не редко наблюдается усиление примитивных влечений, например, сексуальные влечения. Характер таких людей может быть злобным и агрессивным или же напротив, ласковым и добродушным.

Типы дебильности

В зависимости от выраженности волевых нарушений различают гиподинамический тип, гипердинамический и простой типы.

Гиподинамический тип характеризуется общей заторможенностью психических процессов. Гипердинамический тип характеризуется двигательным беспокойством, расторможенностью и безмотивными аффективными разрядами. Для простого типа дебильности характерно наличие незначительного эмоционально-волевого расстройства.



Важное значение при дебильности имеет правильное распределение быта и труда. В некоторых случаях дебилы могут овладевать несложными специальностями и обеспечивать себя самостоятельно, но для этого им требуется поддержка и четкое руководство.

Формы дебильности

Различают такие формы дебильности:

1) стеническая форма;

2) астеническая форма;

3) атоническая форма;



4) дисфорическая форма.

При стенической форме дебильности больной отличается добродушием, уравновешенным характером, активный и общительный. Атоническая форма психического недоразвития отличается неспособностью больного к целесообразному и мотивированному поведению. Астеническая форма дебильности характеризуется эмоциональной неустойчивостью, утомляемостью и истощаемостью. Дисфорическая форма встречается довольно редко. Для этой формы дебильности характерно выраженное расстройство настроения, агрессия и склонность к разрушению.

Олигофрения

Олигофренией называется умственная врожденная отсталость или аномалии в развитии умственной деятельности человека. Диагноз олигофрения ставится примерно 3% людей. Чаще всего болезнь выявляют у мужчин возрастом от 7 до 19 лет. У мужчин ее выявляют в 1,5 раза чаще, чем у женщинам.

Причина заболевания кроется в недостатке фермента обмена фенилаланина и нарушении гидроксилирования аминокислоты в тирозин. Вследствие этого в организме человека происходит накапливание фенилаланина и его метаболитов. Они оказывают токсическое действие на нервную систему и вызывают задержку в психическом развитии. Для олигофрении характерно недоразвитие нервно-психических процессов, психологический дефект.

Олигофрения бывает разной степени тяжести:

Причины развития заболевания:


  • наследственность;
  • травмы в детском возрасте или во время родов;
  • алкоголизм матери;
  • болезнь Дауна;
  • черепно-мозговые травмы;
  • лекарственные препараты.

Более точные причины, вызывающие умственную отсталость, до конца не изучены.

Симптомы олигофрении

Независимо от формы и степени тяжести олигофрении различают такие симптомы:

1) недоразвитие психики и познавательных способностей;

2) нарушение абстрактного мышления;

3) дефекты психического развития.



Обычно симптомы умственной отсталости проявляются не сразу, а постепенно. Бывает, что олигофрению диагностируют только в школьном возрасте.

У детей более младшего возраста определяют отставание в умственном развитии, в речевом аппарате, слабость познавательной деятельности, неспособность общения. В старшем возрасте (подростковом) появляется несамостоятельность в принятии решений в различных ситуациях, импульсивность, незрелость личности.

К основным симптомам относятся низкий интеллект, недостаточность восприятия, безинициативность, плохая память, недоразвитие эмоций и расстройство внимания, отсутствие четких направленных действий.

Идиотия

Самым тяжелым слабоумием считается идиотия. Для таких личностей характерно практически полное отсутствие мышления и речи, неполноценное восприятие, неустойчивое внимание или его полное отсутствие. Речь таких больных состоит из звуков или отдельных слов. Статистические и локомоторные функции идиоты выполняют намного хуже здоровых сверстников. Некоторые больные не могут самостоятельно принимать пищу и питаются только жидкой пищей.

Имбецильность

Имбецильность относится к средней степени слабоумия. Для имбецилов характерно некоторое развитие речи, элементарные навыки самообслуживания (самостоятельный прием пищи), несамостоятельность, неразвитая переключаемость. Такие больные необучаемы и не способны к самостоятельному труду.



Речь имбецила косноязычна, он способен произносить некоторые фразы. Такие люди не способны ориентироваться в несложной привычной обстановке, имеют запас сведений и способны к обобщениям. Локомоторные и статистические функции выполняют с задержкой.

Больные имбецильностью могут осваивать простые знания: учить буквы или порядковый счет, могут делать отдельные производственные функции (стирка, уборка). Механическая память развита довольно неплохо.

Диагностика

Диагноз олигофрения ставится на основании семейного анамнеза и врачебного осмотра. К семейному анамнезу относится течение беременности и родов, питание матери и наличие вредных привычек, воздействие вредных факторов. При осмотре проводится диагностика психических отклонений, неврологических и физических. Определяется уровень интеллекта и его коэффициент, развитие речевого аппарата. Также применяют лабораторные методы диагностики, цитологический метод, иммунологический и биохимический.

Лечение умственной отсталости

В зависимости от причины, вызвавшей олигофрению, применяют соответствующее лечение. Больному олигофренией проводится симптоматическая терапия. Из лекарственных медикаментов применяются ноотропы, глютаминовая кислота, липоцеребрин, витамины. Внутричерепное давление снижается с помощью магнезии, даикарба и глицирина. Если наблюдается сильная заторможенность применяют стимуляторы: алое, женшень. Обучение больной должен проходить в специализированном учреждении.

Профилактика

В качестве профилактики умственной отсталости проводится:


  • раннее обследование плода на возможные аномалии в развитии;
  • предупреждение травм во время родов;
  • профилактика инфекционных болезней у матери во время беременности.

Источник: http://tvoyaybolit.ru/kakie-byvayut-stadii-debilnosti.html

Дебильность

Дебильность — это небольшая, самая незначительная, форма умственной отсталости. Она возникает в силу органического поражения мозга или задержкой в развитии, вызванной другими причинами. В настоящее время термин не используется при диагностике и исчезает из специальной литературы. В МКБ-10 всё это называют умственной отсталостью. Дебильность, или обозначаемое ранее таким термином состояние, при этом является умственной отсталостью лёгкой степени. Разумеется, изменение формулировок произошло из-за стигматизации, которое якобы нёс термин. Нам, если честно, не совсем понятна разница. Слово «дебил» значит превращалось в социальный ярлык, дурно воздействовало на самооценку? Допустим… А термин «умственно отсталый» поднимает её до небес и содействует социальной адаптации. О терминах не спорят, о них договариваются. Мы же будем использовать старую терминологию и новую. Просто по той причине, что особой принципиальной разницы между тем и этим не видим.

Какой она бывает?

Степени дебильности обычно определяют по уровню IQ. Уже само это говорит о том, что они являются условной градацией. Дело в том, что не существует единой системы выявления IQ, как нет и чёткой схемы взаимосвязи IQ с показателем интеллекта как такового. IQ является лишь попыткой оценки фактора общего интеллекта. Упрощённо говоря — это отношение умственного возраста к физическому возрасту человека. Используются тесты Г. Айзенка, коих целых восемь, Д. Векслера, Дж. Равена, Р. Амтхауэра, Р. Б. Кеттелла. Единых стандартов на тесты разработать не удалось. Создатели лишь стремятся к тому, чтобы результаты описывались распределением со средним значением в 100. Если оно ниже 70, то человек чаще всего признаётся умственно отсталым.

Взаимосвязь IQ и степени дебильности, с точки зрения интеллекта, примерно такая.

  • IQ— лёгкая форма;
  • IQ— умеренно выраженная форма;
  • IQ— тяжёлая форма.

Субъективное мнение автора: установить степень по уровню IQ в общем случае невозможно. Нужно учитывать факторы среды. К примеру, если проводить исследование в регионе с низким уровнем образования, часто встречающимся хроническим алкоголизмом, то и средний показатель будет катастрофически низким. Однако это не говорит о том, что все проживающие в глухих селениях люди дебилы с медицинской точки зрения. Просто они находятся в среде отсутствия мотиваций для развития интеллекта.



Обратим внимание на то, что в МКБ-10 основным критерием классификации является поведение, а не уровень интеллектуального развития. Так, F70.0 — это минимальные нарушения в поведении или отсутствие любых нарушений, а F70.1 — значительные нарушения поведения, которые требуют пристального внимания и применения терапии. Всё остальное в рубрике — стандартное для МКБ выделение чего-то другого F70.8, и того, что не удалось определить F70.9.

Не вполне корректно вести речь про стадии дебильности. Диагноз F70.0 может плавно перейти в F70.1 — был человек смирным и вдруг испортился. Может быть попал под влияние другой компании, может быть сам по себе, но такое бывает — меняется поведение, чаще в худшую сторону. Но превращение дебильности в имбецильность практически исключено. Степень интеллекта же в плане IQ тоже остаётся примерно одинаковой, или меняется с возрастом, но не в большей мере, чем у всех других людей.

Признаки дебильности

Описание психического статуса дебила будет до боли напоминать описание обычного двоечника. Не нужно думать, что все они попадают в особые школы и всем будет поставлен диагноз. Не тут-то было… Диагноз в обязательном порядке будет поставлен в случае имбецильности и, конечно же, идиотии. Это всё видно невооружённым глазом и не нужно быть специалистом, чтобы отличить идиотию от всего остального. Чисто теоретически, если отправить в школу идиота, то он потеряется по дороге. Но никто их туда не отправляет. Имбецил может быть и дойдёт, но лучше бы ему в класс обычной школы не попадать. Это всё куда более серьёзно. Имбецилы должны учиться в специальных школах в обязательном порядке. И в утверждении этого нет никакой жестокости, жестоко было бы — наоборот, но так не бывает практически никогда.

А вот дебилы до классных комнат доходят запросто. Иногда диагноз «дебильность», мы имеем в виду «умственная отсталость», появляется далеко не сразу, но когда ребёнок уже в 5-ом или 6-ом классе. Тогда уже совершенно понятно, что ученик постоянно не справляется со школьной программой. Учиться в обычной школе им им на самом деле очень сложно. Труднее всего даются предметы, которые требуют абстрактного мышления — математика и физика, потому что они в подавляющем большинстве не понимают, что такое переменные. Обычный ребёнок просто примет то, что время можно обозначать буквой t и высчитывать по формуле. Дебил знает время в качестве стрелок циферблата, чего-то предметного, что можно потрогать или увидеть глазами.

Кроме этого наблюдаются трудности со сосредоточением, оперативной памятью. Учитель только что сказал ему, что-то и просит повторить. А ребёнок не может — у него это уже куда-то «провалилось» в голове. Учитель злиться и видит в этом какой-то саботаж. Но ребёнок не виноват, он и вправду не смог запомнить, а не саботирует процесс обучения. Они с большим трудом могут охватывать сознанием ситуацию полностью, для них важнее какие-то конкретные детали. А вот в описании предметной конкретики они могут показывать высокий уровень. Интересно, что некоторые дебилы очень легко решают в уме сложные арифметические задачи. Однако уже формула x+(y-z) может поставить в тупик. Нельзя сказать, что дебил в принципе не решит простое уравнение, но способность решать уравнения с переменными намного ниже, чем у обычных детей. Наибольшую же сложность вызывает понимание пространства, времени, работы, энергии, а так же разницы между различными условными категориями. К примеру, дебилу может быть трудно понять разницу между массой и весом. Хотя отдельные очень хорошо запоминают длинные определения, но не понимают их смысла. Так же встречаются и такие, кто хорошо рисует и обладает абсолютным музыкальным слухом.

Другим симптомом дебильности является нарушение речи. Словарный запас обычно низкий, а даже если человек знает много слов, то использует их редко, предпочитая ограничиваться шаблонными фразами.

В эмоциональной сфере главенствуют чувства, которые связаны с текущим периодом. Однако в мышлении большинства присутствует негативизм.

Несмотря на то, что мы не отрицаем возможность того, что какие-то умственно отсталые дети учатся в обычных школах и гимназиях, большая их часть всё же находится в специальных школах-интернатах или обучается в специальных, но проживают дома. Для них нужна особая программа обучения, ориентированная на наглядности, но не исключающая математику и физику в принципе. По завершению обучения легкая дебильность может не требовать никакой особой социальной адаптации. В каких-то интернатах обретение профессиональных навыков интегрировано в общий процесс обучения. Но далеко не во всех… После некоторых, уже со средним образованием, полученном в специальной школе, выпускники направляются в профессионально-технические и технические училища. Они могут стать не только разнорабочими, но и каменщиками, штукатурами, плотниками, освоить какие-то специальности, не требующие инициативы и необходимости приложения серьёзных умственных усилий.

Социальные аспекты и одна уголовная история

Беда таких людей в том, что они с лёгкостью поддаются внушению, им просто попасть под влияние авторитета. Часто этим пользуются представители криминальных структур. Умственная отсталость не позволяет им анализировать ситуацию комплексно, думать о последствиях. Если же сам человек агрессивен, озлоблен, то из него получается достаточно страшный уличный хулиган или грабитель. Обычный человек, даже самый злой, хоть как-то задумывается о последствиях, может иметь и какие-то свои представления о морали. Дебил думает более простыми категориями. К примеру, один совершил несколько нападений с ножом на танцах. У него была явная дебильность, диагноз поставлен за много лет до совершения преступлений. Однако он все три раза умудрялся ходить незамеченным. В третий раз нападение кончилось летальным исходом и правоохранительные органы «героя» всё же отловили. По рассказу сотрудника милиции, в те годы ещё милиции, он искренне считал себя правым, потому что младших обижать нехорошо. Вот так складывались дела…

Он пришёл на танцы, но его внешний вид, размашистые движения и неспособность вести разговор высмеивались. Тогда он пришёл на второй день, но уже с ножом. Тех обидчиков он не выискивал, просто ждал новых насмешек, а потом, выбрав момент, применял нож. И таких было три эпизода, только не медицинских, а эпизодов из уголовного дела. Сотрудникам милиции он повторял уверенно, что младших обижать плохо.

Вполне возможно, что когда-то об этом ему поведали учителя спецшколы для детей с умственными отклонениями. Он же трансформировал сию благую установку по-своему. При этом он детально, буквально по шагам, расписал милиции всё происходящее. И от ножа не избавлялся, потому что считал свои поступки правильными.

  • Ну ты и дебил, — заметил в конце одного из допросов следователь.
  • Дебил, но не значит, что меня можно обижать, — ответил подозреваемый.

От судебной ответственности такой диагноз не спасает, и борец за права слабых и маленьких получил вполне реальный срок. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Всё это не говорит о том, что дебилы какие-то патологические агрессоры. Вовсе нет. Такие люди могут быть на хорошем счету у руководства. Если они женятся или выходят замуж, то очень ценят свои семьи. Многие могут отличаться бескорыстностью, готовностью прийти на помощь друзьям в трудную минуту и ничего не требовать взамен. Признаки дебильности у взрослых — точно такие же, как и у детей. Несоответствие хронологического и психического возраста.

Немного о терапии

Что касается терапии, то она возможна только в каком-то утилитарном смысле. Саму умственную отсталость лечить просто неразумно. Другое дело, что она не исключает всех других проблем психиатрии. И работа необходима именно с ними. В частности, при диагнозе F70.1. Возникает такое нехорошее положение дел. Явно, что у пациента умственная отсталость. Но тут прослеживаются ещё и признаки какого-то расстройства личности, да и что-то из расстройств шизофренического спектра тоже о себе намекает. А теперь представьте себе, что по характеру — это не трудолюбивый и немного застенчивый человек, на лицо ужасный, но добрый внутри, а самая настоящая сволочь. И добавим к этому, что потянуло сего персонажа на наркотики. Вот такая гремучая смесь. Разумеется, лечение должно быть комплексным. Да какой тут комплекс? Всё по стандартной, но боевой, потому что эффективной, схеме фарматерапии.

Уровень интеллекта — не самое главное в этой жизни. К примеру, если у человека IQ маячит где-то на уровне— это вообще ни о чём не говорит. Просто он вряд ли поймёт, что плохого в фильме «Матильда», но это совершенно не помешает ему жить и радоваться жизни.

Автор этой статьи никогда свой уровень IQ не проверял. Страшно же… А вдруг он и того ниже.

Источник: http://psycholekar.ru/psihicheskie-rasstroystva/debilnost.html

Стадии (степени) дебильности

Ваш ребенок, ваша кроха, сегодня идет в первый класс. В руках астры, на лице улыбка — он ничем не отличается от тысяч своих ровесников. Проходит неделя, вторая, и в дневнике появляются первые записи: «Не учил», «Невнимателен», «Выходит из класса, не спросив разрешения». А после первой беседы школьного психолога с ребенком, родителей вызывают в школу, где рекомендуют показать малыша психоневрологу. Диагноз ввергает их в шок — дебильность, легкая степень умственного расстройства (олигофрения). Но как же так? Ребенок совсем не похож на умственно отсталого. Глаза на месте, слюни не пускает, а то, что настроение неустойчиво — то кричит, то ласкается, так перепады настроения у всех детей бывают.

Сможет ли такой особенный ребенок учиться в общеобразовательной школе, или хотя бы закончить начальные классы? Диагноз дебильность стоит в медицинской карте у 2/3 людей, страдающих нарушением интеллекта. Столь многочисленная категория, как вы понимаете, в принципе не может быть однородной. Степень дебильности будет варьироваться от тяжелой стадии, которая граничит с имбецильностью, до легкой, где проблемы с психикой сможет определить только специалист. Чтобы понять «интеллектуальные рамки» такого больного, заболевание начали делить на стадии (степени). За основной классифицирующий фактор был принят коэффициент интеллекта IQ.

Легкая стадия дебильности при IQ 65…69

Интеллект людей в этой форме дебильности достаточно близок к норме. Эти люди могут:

  • Овладеть рабочей специальностью, которая не потребует от них приложения значительных умственных усилий.
  • Применять в быту элементарные навыки самообслуживания — посещать туалет, купаться, одеваться и раздеваться, стричь ногти, расчесываться.
  • При условии устойчивой социальной адаптации эти люди могут завести семью и стать верными и любящими супругами.
  • Учиться в общеобразовательной школе, если в их программу будут введены дополнительные занятия. Этот пункт выполняется далеко не всегда. Чаще всего дети с легкой и умеренной стадией дебильности занимаются в коррекционных интернатах.
  • Развить свои навыки межличностного и коллективного общения в достаточной мере для того чтобы влиться в социум. Этому способствует значительный активный и пассивный словарный запас.
  • Некоторые из дебилов проявляют недюжинные таланты к пению, рисованию, и почти никогда — к математике и физике. Но и здесь есть исключения.

Луи Флери — умственно отсталый ребенок двух сифилитиков, появился на свет в Армантьере (Франция). Всю свою жизнь он провел в психиатрической больнице, где персонал подметил его феноменальную способность решать в уме математические задачи. Так, в присутствии дюжины известнейших математиков того времени, ему как-то раз задали вопрос: «Есть 64 коробки. В первую ты кладешь одно зернышко, а в каждую следующую в два раза больше чем в предыдущую. Сколько всего зерна в коробках?» Через несколько секунд Луи высчитал количество членов этой арифметической прогрессии —551615. Все это он сообщил достойному собранию, страшно гримасничая и пряча лицо.

Но даже при этой положительной динамике, у людей на легкой стадии дебильности наблюдается: высокая внушаемость, трудности с принятием решений. Доминирует конкретно-описательный тип мышления — видя внешнюю сторону события, они не в состоянии произвести его анализ и сделать логические привязки.

Умеренно выраженная стадия дебильности при IQ 60…64

  • Бытовые навыки приобретаются не в полном объеме, иногда такие люди не могут обойтись без посторонней помощи.
  • Так как все действия выполняются механически, по заученной схеме, то доступен только малоквалифицированный труд — расклейщик объявлений, уборщик. Если повезет, люди с умеренно выраженной степенью дебильности находят работу через органы социальной защиты.

Света, 24 года. Диагноз — косноязычность, умственная отсталость, инвалид детства 2 группы. После окончания коррекционной школы считала до сотни, решала простейшие задачи, читала и писала. Два года отзанималась в центре социально-трудовой адаптации, где ее научили выращивать и ухаживать за растениями. Устроилась на работу в Ботанический сад Академии наук РФ, куда добирается (на другой конец города) самостоятельно. Подружилась со своей бригадой, часто посещает школу и центр. Вместе с родителями ходит на выставки и в кино. Овладела бытовыми навыками — убирает квартиру, стирает, может купить продукты по списку.

  • Способности к творчеству сильно ограничены. Если родители или коррекционные заведения не занимаются организацией их досуга, дебилы проводят свободное время за телевизором, либо на прогулках.
  • Такие люди способны к простейшим умозаключениям, поэтому в обыденных ситуациях ориентируются достаточно хорошо. Мораль и законность для них не пустой звук. Если умственно отсталый человек совершает неправомерные действия, то каждый случай рассматривается индивидуально судебно-психиатрической экспертизой, которая определяет степень его вменяемости.

Тяжелая стадия дебильности IQ 50…59

Эта степень дебильности встречается достаточно редко. Имеет следующие отличительные признаки:

  • Маленький словарный запас, затрудненное восприятие и порождение речи (аграмматизм). Говорить дети с тяжелой формой дебильности начинают к 4-5 годам.
  • Бытовые навыки приобретаются с огромным трудом, к профессиональной деятельности по ряду психологических критериев (нарушения памяти, внимания, моторики) такие люди непригодны.
  • Характерна эмоциональная торпидность — состояние, при котором человек «застревает» в одной эмоции, не взирая перемену ситуации.
  • Больные этой группы легко попадают под чужое влияние, наблюдается склонность к бродяжничеству, злоупотребление спиртным, наркомания. На тяжелой стадии олигофрены достаточно сложно поддаются контролю. Зачастую сознанием таких людей руководят простейшие инстинкты — тяга к еде, сну, сексу.

Клинико-физиологическая классификация (формы дебильности)

В зависимости от физиологического тонуса головного мозга существует деление дебильности на формы. Такая классификация характеризует особенности эмоционального и психологического развития умственно отсталых людей.

Атоническая форма.

Людей этой группы отличает немотивированное поведение, безразличие, резкая смена активности. Серьезные проблемы со вниманием и способностью удерживать психическое напряжение. Может развиваться по следующим вариантам:

  • аспонтанно-апатический (обеднение эмоций, ограничение интересов);
  • акатизический (суетливость, непоседливость);
  • мориоподобный (дурашливость, многоречивость).

Стеническая форма.

Самый благоприятный прогноз. Пациенты с этой формой дебильности хорошо адаптируются и способны использовать полученные умения в повседневной жизни и на работе. Проявляется равномерное недоразвитие интеллектуально-мнестической и эмоционально-волевой сферы. Заболевание может протекать по уравновешенному или неуравновешенному варианту.

Астеническая форма.

Больные быстро устают, как физически, так и морально. Эмоционально неустойчивы, не способны пользоваться даже теми знаниями, которые у них есть. Непроизвольное внимание преобладает над произвольным, его объем сужен. Эти люди не могут одновременно заниматься двумя делами — например, писать и слушать, говорить и играть. Варианты этой формы умственной отсталости:

  • основной. Характеризуется общими клиническими особенностями дебильности — аффективной неуравновешенностью, угловатостью движений, неусидчивостью.
  • брадипсихический. Речь и мышление сильно заторможены.
  • дислалический. Выраженные расстройства речи.
  • диспрактический. Нарушения мелкой моторики (точные мелкие движения рук).
  • дисмнестический. Нарушения памяти на фоне остальных, менее серьезных расстройств.

Дисфорическая форма.

Самая тяжелая и опасная из всех. Дебилы этой группы агрессивны и постоянно вступают в конфликты. Они сексуально раскрепощены, могут прилюдно обнажаться и онанировать. Испытывают большие трудности в обучении и приобретении трудовых навыков. Только 30% людей из этой группы способны на обучение в специальном коррекционном интернате. Остальные находятся в детских домах для инвалидов или в семье. Вариантов для этой формы болезни не выделено.

Дети и взрослые на любой стадии дебильности способны чувствовать, помнить, выражать свои желания. Разница между интеллектом дебила и личности с нормальным уровнем IQ слишком велика, чтобы ее сгладить. Патологии мозга неизлечимы — это факт. Но никто и не ставит перед собой подобные невыполнимые задачи. Цель №1 для родителей и педагогов специализированных школ — откорректировать поведение умственно отсталого ребенка, дать ему необходимые умения и навыки, для того чтобы он смог самостоятельно решать свои проблемы как на бытовом, так и профессиональном уровне.

Источник: http://7psihozov.ru/idiotiya/stadii-stepeni-debilnosti.html

Дебилизм это психическое заболевание?

Некоторая умственная ограниченность человека может стать признаком такого состояния психики как дебильность, иначе легкая степень олигофрении. В зависимости от способности человека к обучению, уровня его интеллекта, способности к социальному общению, а также эмоциональному самовыражению определяют стадии заболевания.

Патогенез и симптомы заболевания

Дебилизм это некоторое психическое заболевание – легкая степень олигофрении. Существует ряд признаков и симптомов, по которым определяется общая характеристика личности при наличии болезни у взрослого человека:

  1. Узость мышления.
  2. Невысокий коэффициент умственного развития – IQ менее 70-ти.
  3. Неспособность принятия самостоятельных решений.
  4. Наличие психозов.
  5. Внушаемость.
  6. Неконтролируемая агрессия.
  7. Подверженность к антиобщественному образу жизни.
  8. Неспособность к социализации.
  9. Гиперсексуальность.
  10. Неспособность ограничивать себя, в чем-либо.

Наличие этих признаков в совокупности позволяет поставить диагноз олигофрения в степени дебильности. В отличие от детей определение дебильности у взрослого ставится гораздо проще. Но если человек рос и воспитывался в благоприятной среде, получая необходимые базовые знания, дебильность может быть практически не заметна стороннему наблюдателю.

Зачастую у пациентов с диагнозом дебильность отличная механическая память. Они могут научиться читать, писать, считать на уровне ученика младшей школы. Но как только они сталкиваются с пространным определением чего-либо, то неспособны его понять. Мозг пациента способен воспринять и распознать только конкретную информацию или описание.

Однако люди с легкой степенью дебильности по статистике способны получить высшее образование и жить полноценной жизнью. В истории известны случаи, что гениальные художники и музыканты страдали дебильностью. Поскольку диагноз не сказывается на слуховом восприятии музыки, художественных навыков и других творческих способностях. Еще одна особенность заболевания заключается в исключительной способности вычисления по формулам. Но сделать какой-либо вывод пациентам трудно.

Признаки дебильности у детей

Легкая внушаемость, а также свойственная пациентам агрессия приводит людей, страдающих дебильностью к антиобщественному образу жизни. В неблагоприятных условиях воспитания они легко становятся преступниками. Чаще всего пациенты совершают такие преступления, как:

Пациенты, нарушившие закон признаются недееспособными, направляются на принудительное излечение.

Полностью вылечится при диагнозе дебильность невозможно, можно только купировать, сократив симптомы.

Но такие пациенты даже после лечения остаются опасны для общества и нередко совершают повторные преступления.

Выявление и степени дебильности

IQ тест, призван определить коэффициент умственного развития интеллекта человека. С его помощью также оценивают возможную степень дебильности, которой страдает пациент:

  1. I-я стадия легкая дебильность – уровень интеллектабаллов.
  2. II-я умеренно выраженная дебильность – уровень интеллектабалла.
  3. III-я стадия тяжелая дебильность – показатель интеллектабаллов.

Рассмотрим более детально:

  1. Легкая дебильность. При диагностировании первой стадии заболевания врачи отмечают, что у больных остается способность к обучению, также присутствуют общепринятые социальные навыкам такие, как общение, возможность развития отношений и брака, возможность ухода за собой. Пациенты имеют лишь небольшие отклонения от нормы. Им либо назначается лечение у психиатра, либо нет.
  2. Дебильность выражена умеренно. Сохраняется возможность обучения. Но, медлительность и пассивность присущая дебильности более выражена. На этой стадии заболевания снижается уровень социальной адаптации. Обязательно лечение у психиатра.
  3. Тяжелая дебильность. Снижена речевая активность, а также способность к обучению. Но вместе с тем на этой стадии дебильности пациенты способны к самообслуживанию. Зачастую именно люди, страдающие тяжелой степенью из-за своего психического состояния склонны к совершению преступлений. Больные не способны преодолеть тягу к удовлетворению своих низменных инстинктов. Нуждаются в контроле и уходе. Обязательно лечение у психиатра.

Заболевания принято делить на формы по психоэмоциональному признаку:

  1. Атоническая. Отсутствие мотивированного и целесообразного действия.
  2. Дисфорическая. Поведенческая агрессия.
  3. Астеническая. Частая смена настроения, эмоциональная нестабильность.
  4. Стеническая. Имеет два противоположных типа. Люди с 1-м типом стенической формы добродушны и общительны, со 2-м напротив, злы и асоциальны.

Для купирования симптомов при любой форме дебильности необходимо наблюдение психиатра.

Причины возникновения заболевания

Бесспорно такое особенное состояние психики, как дебильность не возникает на пустом месте, оно обуславливается следующими моментами:

  1. Критически низкое получение йода ребенком в возрасте до 3-х лет.
  2. Травма, повлекшая сдавливание мозга, либо кровоизлияние.
  3. Расположенность к генетическим заболеваниям.
  4. Особенности протекания беременности женщин, повлекшие за собой рождение ребенка с психическими отклонениями – инфекции, особенно краснуха, прием наркотиков, алкоголя, токсических препаратов, ядовитых химикатов. Резус конфликт, облучение, недостаток питательных веществ также могут стать определенной причиной дебильности развивающегося плода.
  5. Неблагоприятная среда воспитания ребенка.

По статистике, это наиболее частые причины возникновения дебильности.

Благоприятный прогноз имеют дети, получившие легкую степень олигофрении из-за отсутствия общения и воспитания. В этом случае может возникнуть полное избавление от симптомов.

Детский дебилизм

Ранее дебильность у детей выявлялась на 4-ом году жизни, поскольку не было достаточного изучения данного заболевания. Но, даже с появлением научных трудов и исследования болезни, определить дебильность у ребенка может только внимательное изучение его поведения, оценки роста и развития, например:

  1. Отставание в речевом развитии.
  2. Отклонение в физиологическом развитии годовалого ребенка – выражает долгое неумение самостоятельно сидеть, стоять, ходить.
  3. Излишняя веселость.
  4. Неспособность самостоятельного осмысления различных жизненных ситуаций.
  5. Слабые волевые качества.
  6. Тяжелое восприятие школьных предметов.

Внимательно наблюдая за ребенком несложно заметить явные эмоциональные или физические отклонения, а также ограниченность в мышлении. Списав эти признаки на отсутствие жизненного опыта у ребенка и его малый возраст, есть риск усугубления симптомов заболевания. Поэтому при возникновении малейших сомнений следует обратиться к детскому психиатру.

Лечение заболевания

Дебильность, как любое заболевание, требует лечения у специалиста. После проведения необходимых обследований и диагностики, психоневролог поставит диагноз дебильность при наличии симптомов. Далее он определит стадии и степень психического отклонения. Поставив пациента на учет, врач назначит лечение которое бывает двух видов:

Медикаментозное лечение включает в себя:

Дополнительно по симптомам могут назначаться такие лекарственные средства:

Обязательная терапия при дебильности включает лечение по корректирующим методикам у узких специалистов таких как:

  1. Логопед.
  2. Психолог.
  3. Педагог, работающий с умственно отсталыми детьми.

Совмещая обе терапии можно добиться значительных результатов в становлении умственного мышления и социализации пациента. При сочетании благоприятных факторов таких, как легкая степень дебильности и своевременное лечение, пациент сможет вести полноценный образ жизни и не отличаться от здоровых людей.

Профилактика дебильности у детей

Основной причиной появления заболевания, является осложненная беременность и роды, либо генетическая предрасположенность. Планируя рождение ребенка, следует соблюдать некоторые правила и рекомендации врачей по профилактике:

  1. Генетический анализ плода выявит такие болезни, как синдром Дауна, Ангельмана, Прадера-Вилли – на ранних сроках возможно прерывание беременности.
  2. Анализ на такие инфекционные заболевания, как краснуха, сифилис, токсоплазмоз, также служит показателям к прерыванию беременности.
  3. Полноценное питание, прием витаминов.
  4. ЗОЖ – под ним понимают отказ от курения, употребления алкоголя и наркотических препаратов.
  5. Прием йодсодержащих препаратов.
  6. Любое лечение, назначенное бедующей маме должно нести минимальный риск для плода.
  7. Соблюдение режима сна и отдыха в период беременности.
  8. Избегания стрессовых ситуаций.
  9. Наблюдение у гинеколога-акушера весь период беременности.
  10. Выбирая врача и место родов, стоит учесть статистику травм младенцев. Доверить здоровье бедующего ребенка можно только опытным специалистам.
  11. Кормление ребенка грудью.
  12. Внесение в рацион ребенка первых дней жизни йода, комплекса необходимых витаминов.
  13. Активное психофизическое развитие ребенка.
  14. Общение и воспитание должно происходить только в благоприятных условиях, избегая стрессов.

к оглавлению ↑

Дееспособность при дебильности

При необходимости дееспособность граждан устанавливает судебно-психиатрическая экспертиза.

Исследования в области олигофрении установили недееспособность таких больных. В случае с дебильностью существует возможность признания частичной или полной недееспособности.

Легкая стадия дебилизма не предполагает агрессивности, человек осознает последствие своих поступков. С большой долей вероятности такой пациент будет признан дееспособным.

Частичная дееспособность возможна при наличии умеренно выраженной степени дебилизма. Тяжелая степень дебилизма предполагает полную недееспособность. Поскольку на этой стадии больной не может отвечать за свои действия.

Социальное адаптирование

Полное излечение от заболевания невозможно. Родители особенного ребенка с помощью врача могут максимально адаптировать его к полноценной жизни в обществе. В этом помогут корректирующие методики обучения таких детей.

Цели адаптации пациентов.

  1. Усвоение знаний в пределах школьной программы, для последующего обучения в средне-специальных учебных заведениях, ВУЗах.
  2. Обучение социальным навыкам.
  3. Развитие речевого аппарата.
  4. Физическое развитие.
  5. Развитие творческих способностей, многие особенные дети прекрасно рисуют, имеют музыкальный слух.

Социальная адаптация ребенка с дебилизмом невозможна без активного участия его в общественной жизни. Специалисты психоневрологи советуют уделять особое внимание таким занятиям, как:

  1. Плавание.
  2. Лечебная гимнастика.
  3. Рисование.
  4. Участие в театральных кружках.
  5. Игра на музыкальных инструментах.
  6. Посещение кружков прикладного творчества.

Всесторонние развитие улучшит симптоматику заболевания и подготовит ребенка к полноценной жизни в обществе.

Новейшие исследования в области изучения олигофрении выявили, что дети, с ранних лет приобщенные к искусству имеют лучшие показатели социальной адаптации. Поэтому современные корректирующие методики обязательно включают в себя:

  1. Посещение театров, консерваторий и музеев.
  2. Прогулки, ведение активного образа жизни.
  3. Общение со психически здоровыми детьми и взрослыми.

Важно адаптировать ребенка с любой стадией дебильности. Любовь и всесторонняя поддержка, порой приносят результаты лучше, чем любая корректирующая методика.

Источник: http://oinsulte.ru/kognitivnye/slaboumie/chto-takoe-debilizm.html

admin
admin

×