Эфферентная моторная афазия

Моторная афазия — описание заболевания и симптомов

Моторная афазия, или афазия Брока — тяжелое речевое расстройство, происходящее ввиду поражения и дисфункции левой лобной доли большого мозга, характеризующееся выраженными дефектами речи и затруднением в подборе слов.

Оглавление:

Нарушение часто встречается в качестве постинсультного осложнения, или последствия тяжелых черепно-мозговых травм. Моторная афазия не ограничивается только лишь нарушением артикуляционных функций речевого аппарата.

Основные типы моторной афазии и их описание

Несмотря на распространенность у взрослого населения ввиду перенесенных болезней и механических травм, синдром встречается и у детей. Он протекает в легкой и осложненной форме.

Первый случай представляет собой сохранение у ребенка отдельных речевых навыков и запаса слов. В тяжелых случаях, ребенок перестает говорить совсем, либо произносит исключительно бессмысленные и бессвязные фразы.

Афферентная (кинестетическая) афазия

Возникает в результате поражения поверхности теменной доли полушария, отвечающего за речь. Наиболее легкая форма афазии, для которой характерна общая беглость речи и отсутствие пауз. Вместе с тем, наблюдается нарушение артикуляции и парафазийные дефекты во время чтения, разговора и спонтанной речи.

У больного присутствует понимание и анализ чужого и собственного произношения. Слова, которые пациент не может сказать, заменяются на схожие по произношению.

Эфферентная афазия

Системное нарушение речевой функции, характеризующееся произношением больным бессвязных фраз и грамматически некорректных оборотов.

Экспрессивная речь не инициируется пациентом. Чаще больные молчаливы и предпочитают не произносить слова вслух.

Изъясняются так называемым «телеграфным стилем», где глаголы используются в едином причастии, или не используются вовсе. В речи наблюдаются длительные интервалы.

Отмечается грубые нарушения письменной речи: пациент допускает множество ошибок, пропускает или изменяет некоторые слоги и буквы. Чтение значительно затруднено, как и название предметов по демонстрации.

Однако пациент может исправиться, если услышит литеральную подсказку близкого или специалиста. Анализ чужой речи (как устной, так и письменной) у пациента сохраняется.

Сенсорно-моторная афазия

Моторная афазия развивается при поражении крупных сосудов. Чаще всего возникает ввиду перенесенных инфарктов, когда затрагивается обширная площадь мозговой артерии. В медицинской практике носит название «тотальная афазия». Отличается полным расстройством инициации, речевой артикуляции и фонематического слуха.

Динамическая афазия

Речь больного прерывистая, не имеет интонационной окраски; отмечается затрудненная инициация экспрессивной речи и замедленная перестройка речевых программ. Пациент говорит медленно и невнятно, его повествование носит телеграфную окраску, отличается выраженной монотонностью.

Грубая афазия

Расстройство является преходящим осложнением тотальной афазии и характеризуется серьезными речевыми расстройствами.

При грубой афазии больной не может говорить целые слова или словосочетания. Его речь ограничивается монотонными обрывками слов или мычащими звуками, иногда с интонационной окраской.

Вы подолгу лежите в кровати и не можете уснуть? Даже сильная усталость не заставляет погрузиться в крепкий и полноценный сон? Тогда статья о лекарствах от бессонницы придет вам на помощь.

Нарушению сна может способствовать и злоупотребление алкоголем, длительное применение которого вызывает необратимые нарушения в головном мозге. Здесь вы найдете, эффективно ли лечение алкоголизма народными средствами в домашних условиях, и в каких ситуациях лучше сразу обратиться за врачебной помощью.

Причины развития патологии

Развитие любого вида афазии напрямую связано с обширными поражениями определенных отделов коры головного мозга, являющихся доминантными для речевого аппарата.

Это могут быть как внутренние факторы, так и внешние, например, тяжелые открытые и закрытые черепно-мозговые травмы. Лечение афазий подбирается исходя из провоцирующей первопричины расстройства.

Синдром может быть вызван следующими факторами:

  • Инсульты: ишемические и геморрагические;
  • Открытые и закрытые черепно-мозговые травмы;
  • Лейкоэнцефалит;
  • Энцефалит;
  • Абсцедирующие ткани мозга;
  • Прочие воспалительные заболевания, происходящие в коре головного мозга;
  • Онкология;
  • Доброкачественные новообразования в мозге, имеющие тенденцию к разрастанию;
  • Очаговая форма болезни Альцгеймера;
  • Болезнь Пика;
  • Хронические дисфункции центральной нервной системы;
  • Хирургические вмешательства, происходящие в ткани головного мозга.

Следует отметить также факторы риска, которые могут способствовать дальнейшему эволюционированию заболевания в тяжелые нарушения кровообращения в коре головного мозга, и как следствие, положить начало развитию моторной афазии:

  • Семейный анамнез (генетическая предрасположенность);
  • Пожилая и старческая возрастная категория;
  • Хроническая гипертония;
  • Церебральный атеросклероз;
  • Врожденные пороки сердца;
  • Ревматизм;
  • Тяжелые травмы головы;
  • Транзиторные ишемические атаки;
  • Внутричерепные кровоизлияния.

Клиническая картина расстройства

Вне зависимости от механизма протекания болезни, она характеризуется системным нарушением речевой функции и имеет тенденцию к прогрессированию.

Симптомы заболевания выражаются в следующих изменениях:

  • Хаотичные перестановки звуков и слогов больным;
  • Литеральные парафазии (пропуск букв и слогов в устной и письменной речи);
  • Затрудненный подбор слов и их некорректное произношение;
  • Телеграфный тип речи: больной ограничивается малым набором глаголов без склонений и причастий, ввиду чего его повествование становится бессвязным;
  • Длительные паузы между словами и словосочетаниями;
  • Речь приобретает монотонный стиль, часто не сопровождается интонационной окраской;
  • Отмечаются нарушения в чтении и письме, пациент делает много грамматических, лексических и орфографических ошибок, пропускает слоги и буквы в словах;
  • В особенно осложненных случаях расстройство может перетекать в форму полной утраты нормальной речевой функции. В этом случае больной ограничивается повторяющимися мычащими звуками, которые в некоторых ситуациях отличаются лишь интонацией;
  • Дисфункция фонематического слуха;
  • Регресс ситуативной речи;
  • Осложнения в восприятии слуховой информации, ее анализе и сохранении в памяти;
  • Молчаливость (при адекватном восприятии болезни у себя);
  • «Речевая окрошка» — наличие в повествовании бессвязных отрывистых слогов и отдельных букв;
  • Эхолалии (неуместное включение в предложения услышанных слов);
  • Нарушение запоминания названий предметов;
  • Заикание.

Клинические проявления афазий:

Диагностические меры

Объективная дифференциальная диагностика может быть произведена только консилиумом врачей. Исследования проводятся нейропсихологами, логопедами и неврологами.

Важным аспектом установления диагноза является поиск причины развития афазии.

Исследования, которые проводятся в целях диагностики:

  • Компьютерная томография мозга;
  • МРТ (магнитно-резонансная томография) головы;
  • Магнитно-резонансная ангиография;
  • Люмбальная пункция;
  • Дуплексное сканирование;
  • Ультразвуковая допплерография сосудов головного мозга;
  • Очное исследование устной и письменной речи;
  • Оценка семейного анамнеза;
  • Изучение слухоречевой, двигательной и зрительной памяти.

Методы коррекции и лечение нарушения

Обычно лечение производится посредством приема пациентом некоторых медикаментозных препаратов, а также логопедических методов коррекции. Если синдром осложнен или запущен, может применяться оперативное вмешательство.

Немаловажным аспектом комплексного лечения является посещение больным некоторых физиотерапевтических процедур.

Медикаментозная терапия

  • Вазоактивные препараты (Кавинтон, Винпоцетин, Телектол, Корсавин);
  • Антихолинэстеразные вещества (Амиридин, Галантамин);
  • Миорелаксанты (Элатин, Мидокалм);
  • Антидепрессанты;
  • Препараты общетонизирующего действия (Кофеин, Глютомат, Корень женьшеня);
  • Ноотропные вещества (Пикамилон, Пирацетам, Гаммолон).

Логопедические методики

  • Тренировка лингвистических навыков;
  • Интонационная терапия;
  • Коррекция речи с использованием современного компьютерного оборудования.

Оперативные вмешательства

Операция экстраинтракраниального микроанастомоза. Применяется в частных случаях и достаточно редко. Проводится в определенных клиниках и характеризуется как крайняя мера, когда другие методы терапии неэффективны, или угрожают жизни пациента.

Физиотерапия

  • Иглорефлексотерапия;
  • Магнитная терапия;
  • Массажи;
  • Лечебная физкультура;
  • Электростимуляция;
  • Механотерапия.

Болезни у новорожденных считаются самыми опасными и непредсказуемыми, поскольку они тяжело поддаются методам диагностирования и лечения. Подробно почитать про одну из них, а именно — церебральную ишемию, можно в этой статье.

При постановке диагноза важно учитывать все нюансы течения заболевания. Так, для артериальной гипертензии, дифференциальная диагностика является основополагающей для выбора методики лечения. Почему, найдете тут.

Что такое ретроцеребеллярная киста головного мозга, насколько она опасна и поддается ли лечению по ссылке http://gidmed.com/bolezni-nevrologii/kista/retrotserebellyarnaja.html.

Восстановление и коррекция речи

В основе корректирующих логопедических мер лежит воссоздание динамической схемы речевого произношения. Производятся методы развития устной, письменной, экспрессивной и импрессивной речи.

По совету логопеда-афазиолога при работе с моторной афазией обычно, проводятся интенсивные занятия по восстановлению письменной речи и чтения. Как правило, работа со специалистом начинается с первых недель перенесенной травмы головы или инсульта, как только поступает разрешение лечащего врача.

Минимальные сроки реабилитации речевой функции составляют 2 года.

На видео урок по восстановлению речи при афферентной/эфферентной афазии:

Прогноз и профилактические меры

В некоторых случаях, моторная афазия имеет тенденцию к быстрому прогрессированию. Если речевое расстройство поддается коррекции, логопедическое лечение продолжается длительное время, и проходит более успешно при условии его начала непосредственно во время обнаружения расстройства.

Результат напрямую зависит от площади поражения головного мозга и степени тяжести заболевания. Самостоятельная ликвидация моторной афазии может спровоцировать тяжелые формы заикания у пациентов.

Эффективные профилактические меры заключаются в снижении риска получить черепно-мозговую травму или столкнуться с сосудистыми катастрофами. Пациентам, склонным к транзиторным ишемическим атакам, или перенесшим инсульт, всегда назначается поддерживающая терапия. Важен аспект своевременного обнаружения опухолей в коре головного мозга.

Игнорирование расстройства и пренебрежение лечением могут повлечь за собой полную утрату артикуляционных речевых функций. Чем раньше начнется лечение синдрома, тем быстрее и легче наступит его ликвидация.

Источник: http://gidmed.com/bolezni-nevrologii/narushenie-rechi/motornaya-afaziya.html

Афферентная и эфферентная моторные афазии. Причины развития, диагностика и лечение

Моторная афазия – нарушение членораздельной речи вследствие повреждения речевого центра в головном мозге. Непосредственно органы речи (язык, губы, зубы) при этом сохраняют полноценную функциональность. Нарушается «центральное управление» этими органами. Афазия может быть симптомом различных заболеваний.

Тяжесть состояния при афазии может существенно варьироваться – от трудностей в произношении отдельных слов и составлении предложений до полного отсутствия внятной речи. Афазия обычно сочетается с патологией письма – аграфией, причём степень тяжести нарушения речи у них одинакова.

Причины афазии

Поражение участков коры головного мозга, ответственных за воспроизведение членораздельной речи, приводит к афазии. Причины такого повреждения крайне разнообразны:

  • Инсульт ишемического или геморрагического характера;
  • Хроническая патология кровообращения в соответствующих областях коры, например вследствие аневризмы или атеросклероза;
  • Эпилепсия в случае, если эпилептогенный очаг приходится на центр речи или расположен рядом с ним;
  • Травматическое повреждение ткани мозга;
  • Опухоли мозга различной этиологии;
  • Абсцесс (ограниченное гнойное воспаление) вещества мозга;
  • Воздействие токсинов (яды, соли тяжелых металлов);
  • Демиелинизирующие процессы, например рассеянный склероз и энцефаломиелит. Они приводят к разрушению оболочек нейронов с постепенным выпадением их функций;
  • Дегенеративные заболевания мозга с прогрессирующим уменьшением его массы и количества нейронов. Самые характерные заболевания этого рода – прионовые инфекции (болезнь Крейцфельда-Якоба и куру).

Распространённость и выраженность процесса влияют на то, какой степени тяжести будет афазия. Виды её определяются конкретной локализацией процесса. Симптомы зависят от вида афазии.

Афферентная моторная афазия

Развивается при локализации патологического процесса в речевых зонах постцентральной и нижнетеменной извилины. При этом у больного затруднёно воспроизведение положения артикуляционного аппарата, нужного для произнесения звука. Различают два варианта афферентной моторной афазии:

При поражении указанных отделов в левом полушарии у правшей и левшей моторная афазия крайне выраженная вплоть до полного отсутствия связной речи. При сохранности речи больные часто вынуждены заменять слова синонимами. С трудом выговаривают согласные звуки, отдельные буквы вообще не могут произносить. Слова, даже самые простые, выговаривают по слогам. Затруднено и понимание чужой речи, в частности сложных предложений, глаголов с приставками, местоимений в разных формах. Для этой формы афазии характерно сочетание с аграфией.

Повреждение этих же отделов у левшей, переученных в раннем возрасте на правшей, протекает иначе. У больных возникают сложности с записыванием и произношением букв в правильном порядке. Они могут полностью пропускать гласные или согласные в слове, или же записывать сначала один вид букв, потом другой. При этом понимание нужного порядка букв сохраняется и больные пытаются его компенсировать. Например, пропустив букву «й», больной ставит чёрточку над следующей или предыдущей буквой.

Эфферентная моторная афазия

Возникает при поражении премоторной области коры. Больной при этом не может изменять положение артикуляционного аппарата – произнеся один звук, он не может переключиться на следующий. Эфферентная моторная афазия также называется афазией Брока – по названию причинной зоны коры головного мозга.

Эфферентная моторная афазия сочетается с двигательными нарушениями – они становятся «механическими», лишенными плавности, с периодическими замираниями.

Произношение звуков при этом виде моторной афазии сохранено, однако речь теряет плавность, интонации, она становится монотонной. Письмо возможно только при одновременном произнесении записываемых слов. В речи встречаются перестановки букв между соседними словами.

Моторная афазия может сочетаться с другими видами нарушения речи при распространении патологического процесса на соседние участки коры. Так появляются афферентно-эфферентные афазии, сенсомоторная афазия (непонимание речи при здоровых органах слуха, сочетающееся с нарушением речи), тотальная афазия (нарушение понимания, произношения и письма одновременно).

Диагностика

Выявление моторной афазии не составляет труда, поэтому её диагностика направлена на выяснение причины нарушения речи. Для этого невролог:

  • Тщательно расспрашивает об обстоятельствах появления афазии и предшествовавших этому событиях;
  • Проводит углублённый неврологический осмотр для выявления сопутствующих неврологических нарушений;
  • Снимает электроэнцефалограмму для выявления очагов патологической активности в мозге, что поможет диагностировать эпилепсию и заподозрить наличие объёмного образования.
  • КТ или МРТ назначает при подозрении на опухоль, аневризму или для уточнения локализации и размера инсульта.
  • Дополнительно может провести исследование сосудов головы с контрастированием для исключения аневризмы.

Лечение

При моторной афазии в первую очередь заключается в устранении её причины:

  • При опухоли – её оперативное удаление или курсы химио- и лучевой терапии;
  • При инсульте применение ноотропов, нейрометаболических препаратов, антиоксидантов, ангиопротекторов. При геморрагическом инсульте большого объёма – удаление сгустка;
  • Лечение абсцесса проводится антибиотиками в сочетании с противовоспалительными препаратами, при неэффективности консервативного лечения возможно хирургическое дренирование абсцесса;
  • Антиконвульсанты при эпилепсии;
  • Терапия глюкокортикоидами при демиелинизирующих и дегенеративных процессах;
  • Хирургическое или консервативное лечение травмы;
  • Операция для уменьшения размера аневризмы.

При всех формах показаны занятия с логопедом. Регулярные занятия при афазии помогут частично восстановить членораздельную речь, благодаря чему улучшится и письмо. Существуют методы лечения афазии пением. Зачастую они очень эффективны, потому что при пении каждый звук произносится более длительно, чем при разговоре, и артикуляционный аппарат больного успевает перестроиться.

Профилактика

Специфической профилактики афазии не существует. Рекомендован регулярный приём антигипертензивных препаратов при наличии повышенного давления для профилактики инсультов. Также очень внимательно следует относиться к инфекциям уха, не оставлять отиты без лечения – это может привести к абсцессу мозга.

Источник: http://onevroze.ru/afferentnaya-i-efferentnaya-motornye-afazii-prichiny-razvitiya-diagnostika-i-lechenie.html

Эфферентная моторная афазия

Линейная, временная организация движения осуществляется премоторными зонами коры головного мозга. Образуются синтагматические цепочки звуков и слогов в слове, слов в предложении, подчиненных жесткому закону соподчинения: в слове дом обязателен лишь такой, а не иной порядок звуков, в предложении прилагательное или предлог не могут стоять перед глаголом или наречием и т. п.

Эффективная моторная афазия возникает при поражении передних ветвей левой средней мозговой артерии (рис. 18, поля 44, 45). Она сопровождается, как правило, кинетической апраксией, выражающейся в трудностях усвоения и воспроизведения двигательной программы.

Поражение премоторных отделов мозга вызывает патологическую инертность речевых стереотипов, приводящих к звуковым, слоговым и лексическим перестановкам и персеверации, повторам. Персеверации, непроизвольные повторы слов, слогов, являющиеся следствием невозможности своевременного переключения с одного артикуляторного акта на другой,

затрудняют, а иногда делают полностью невозможными устную речь, письмо, чтение.

Нарушение экспрессивной речи. При грубой эфферентной моторной афазии на раннем этапе после нарушения мозгового кровообращения может полностью отсутствовать собственная речь.

Апраксин артикуляционного аппарата при этой форме афазии проявляется не в трудностях повторения отдельных звуков, а в утрате способности повторить серию звуков или слогов. Больной многократно повторяет их, при просьбе повторить две серии звуков или слогов персеверирует звуки из предыдущего звукового или слогового ряда, не испытывая трудностей в самом акте звукопроизношения. Это самый тяжелый вариант эфферентной моторной афазии. При нем полностью отсутствует функция называния, а при подсказке первого слога слова происходит либо автоматизированное его заканчивание, либо соскальзывание на другое слово, начинающееся с того же слога, например, называя предметные картинки, больной, получив слоговую подсказку мо, вместо слова молоко произносит «море», «морковь», «мороженое» и т. п.

Вследствие инертности артикулирования отдельных слов могут наблюдаться контаминации, обусловленные переносами слога предыдущего слова: «стожка» (стол, ложка).

При другом варианте эфферентной моторной афазии при спонтанном восстановлении речи и общении нередко формируется выраженный экспрессивный аграмматизм: больные пропускают глаголы, с трудом употребляются предлоги, флексии существительных — выявляется так называемый аграмматизм типа «телеграфного стиля, который возникает вследствие нарушения предикативной функции внутренней речи. В более легких случаях глаголы переносятся в конец предложения. Например, при рассказе по серии сюжетных картинок «Случай на реке» был произнесен следующий текст: «Это мальчик. мальчик и вот речка и плот и мальчик как это. падать в воду и плот туда позвать далеко. И мальчик пионер ботинки снимать надо. зовет как это. помогите. ».

При третьем варианте эфферентной моторной афазии не наблюдается столь грубого аграмматизма, а выявляется крайняя инертность в выборе слов, в высказывании отмечаются длительные паузы, персеверации, вербальные парафразии, произнесение слов становится растянутым.

Длительные паузы, вызванные инертностью протекания речевых процессов, внешне напоминают амнестические трудности, характерные для семантической афазии, но в их основе лежит инертность выбора лексических средств. Нарушение регуляции выбора слов приводит и к вербальным парафразиям, которые обусловлены инертностью переключения при их извлечении из разных «семантических полей». Например, составив фразу: «Мальчик удит рыбу», страдающий афазией переходит к составлению фразы по другой сюжетной картинке и вместо фразы «Мальчик купается в реке», произносит: «Мальчик удится, ловится в речке» или вместо «Кузнец кует подкову» произносит «Кузнец кузнечит что-то».

И наконец, среди различных вариантов эфферентной моторной афазии наблюдается такая, при которой речь нарушается лишь в звене плавной, мелодичной смены одного слога другим. Речь этих больных грамматически правильно оформлена, но из-за нарушений ритмико-мелодической стороны речи страдает выделение не только ударных слогов, но и интонационная окраска психологического предиката, т. е. того нового, о чем говорится в сообщении, на что падает логическое ударение. В отличие от афферентной моторной афазии звуковая структура слогов при эфферентной моторной афазии не упрощается, не разрушается, но теряет свою интонационную окрашенность, становится тягучей, монотонной. Литеральные парафразии не характерны для устной речи больных с эфферентной моторной афазией, но их много в письменной речи.

Нарушение чтения и письма. При эфферентной моторной афазии наблюдается выраженная аграфия: запись слова или фразы возможна лишь при проговаривании слов по слогам. В более тяжелых случаях при правильном повторении слова невозможна не только его запись, но и складывание из уже выбранных букв разрезной азбуки. Возникает безуспешная перестановка букв слова, даже очень короткого, с трудом находится нужный порядок букв. Нередко больные не могут найти нужную букву, правильно произнося весь звуковой состав слова. В более легких случаях больные могут записать слово со слуха, пропуская гласные и согласные в стечениях согласных, переставляя буквы и слоги; например, слово комната записывается как «кмата», «комата», окно — как «нко», «онко», «коно», «нок» и т. п. Часты персеверации букв из предыдущих слов, персеверации одного и того же слога: машина — «машишина», молоко — «момолоко», «момко» и т. д.

На поздних этапах восстановления при самостоятельном составлении текста по серии картин выявляется аграмматизм,

выражающийся в трудностях согласования слов в предложении. Смешиваются флексии как падежные, так и указывающие род. Аграмматизм письменной речи больных с эфферентной моторной афазией преодолевается с большим трудом.

В наиболее грубых случаях чтение носит угадывающий характер, доступен показ того или иного написанного слова, подкладывание подписей к картинкам. Эти грубые нарушения чтения и письма обусловлены распадом способности программирования звуко-буквенного состава слова. При «телеграфном стиле» могут быть сохранными чтение, запись существительного и коротких фраз под диктовку, а позже самостоятельная запись названий предметов, но недоступно самостоятельное, грамматически правильно оформленное письменное составление фраз. В более легких случаях возможно чтение отдельных слов и коротких предложений, но затруднено понимание прочитанного, особенно предложений со сложной синтаксической структурой. При нарушении лишь ритмико-мелодического компонента речи письменная речь и чтение остаются сохранными.

Нарушение понимания. В основе расстройства понимания при эфферентной моторной афазии лежит инертность протекания всех видов речевой деятельности, нарушения так называемого «чувства языка» и предикативной функции внутренней речи.

При грубой эфферентной афазии персеверации проявляются уже при выполнении простых инструкций. Показ отдельных частей тела может быть доступен, если между произносимыми словами сделаны большие паузы. Однако при незначительном убыстрении темпа заданий по показу картинок или частей тела либо лица возникают персеверации. Несколько лучше, но все же с большим трудом больные показывают при повторных просьбах предметные картинки. Вторично нарушается слухоречевая память, затруднен показ серии предметных картинок, при показывании из 10 3 или 4 рисунков персеверируются предыдущие задания.

При эфферентной моторной афазии на слух не различаются грамматически правильно построенные высказывания и неправильные.

Плохо понимается при этой форме афазии переносный смысл метафор, пословиц, что объясняется трудностью переключения на иной, скрытый смысл высказывания (А. Р. Лурия, 1975), отмечается нарушение понимания многозначности слов, таких, например, как коса, ключ, идти. Это объясняется трудностью переключения с конкретного лексического значения слова на другое.

Премоторные отделы доминантного по речи полушария являются завершающими процесс кодирования речевого высказывания. С одной стороны, они осуществляют плавное переключение сформированных в постцентральных отделах артикуляторных и лексических комплексов, с другой — завершают процесс планирования и грамматического оформления замысла высказывания, программируемого в лобных и заднелобных отделах.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Источник: http://studfiles.net/preview//page:5/

Афазия

Афазией называется системное неврологическое нарушение, проявляющееся во всецелой или частичной потере ранее сформированной речи. Истоком патологии становится органическое поражение центров речи в районе коры головного мозга, подкоркового отдела, проводящих путей.

Моторная афазия.

Сенсорная афазия.

Сам пациент говорит бессвязно, обрывками фраз, что полностью обессмысливает его речь. На фоне общего двигательного и эмоционального возбуждения высказывания объёмны, многословны, с активной мимикой и жестами. Человек правильно произносит слова, но неадекватно подбирает их для донесения своей мысли. При этом он способен исполнить простую команду — сесть, встать, открыть/закрыть глаза, может без ошибок повторить фразу, однако, её смысл останется для него неясным. Пациент с сенсорной афазией не может контролировать свою речь, понимать то, что сам произносит.

Эфферентная моторная афазия.

Лечение афазии.

Заболевания
Вирус Зика

Вирус Зика (аббревиатура – ZIKV) входит в род.

Эпидемический паротит

Эпидемический паротит, в просторечии «свинка» — острое.

Цервицит

Воспаление во влагалищном отделе шейки матки.

Стеатоз печени

Стеатоз печени – это разновидность гепатоза, которая.

Неврит

Неврит – воспалительный процесс нервов.

Синовит

Синовит – это болезнь, которая характеризуется.

Ревматизм

Ревматизм — воспаление в соединительных тканях.

Лордоз

Лордоз – это позвоночный изгиб физиологического либо.

Сепсис

Сепсис – тяжелое заболевание инфекционного характера.

Опрелости

Опрелостью называется воспаление кожи в местах складок.

Экстрасистолия

Экстрасистолия – это патология в работе сердца.

Лимфома

Лимфома — разновидность рака крови.

Васкулит

Васкулит — воспаление стенок кровеносных сосудов.

Трахеит

Трахеит – воспаление слизистой трахеи.

Лекарства
Базирон АС

Базирон АС – эффективный лекарственный препарат против.

Амоксикар

Амоксикар – противомикробное медикаментозное средство.

Банеоцин

Банеоцин – противомикробный препарат.

Бепантен

Бепантен – витаминный препарат, который благоприятно.

Велафакс

Велафакс — средство, помогающее в борьбе с депрессией.

Афобазол

Афобазол – лекарственный препарат, созданный для.

Гинеколь

Гинеколь – активная добавка к пище на основе природных.

Гинос

Гинос представляет собой препарат на основе.

Белодерм

Белодерм – глюкокортикостероидный препарат в виде.

Асклезан

Асклезан необходим для терапии заболеваний сосудов.

Похожие статьи

Заикание
Нарушение слуха
Астроцитома
Психоорганический синдром
Глухота

Все статьи, расположенные на сайте, несут лишь ознакомительный характер. Прежде чем воспользоваться предоставленной информацией, необходимо проконсультироваться с лечащим врачом!

Copyright © 2016. Все права защищены

Копирование и распространение контента без разрешения администрации строго запрещено.

Источник: http://medreality.ru/464-afaziya.html

Моторная афазия и ее виды

1. Где рождается речь? 2. Определение 3. Афония, дисфония и дизартрия 4. Виды 5. О дизграфии и аграфии

Речь человека – это уникальный вид связи между индивидуумами, которая входит во вторую сигнальную систему, свойственную только людям. Элементов этой системы существует много, и возникла она не сразу. Но, если сравнивать человеческую речь даже с самой сложно организованной системой общения приматов и птиц, то окажется, что наш способ общения можно сравнить с полным покорением воздушного пространства, в то время как коммуникация остальных живых существ, пусть даже и самых развитых, будет напоминать медленное передвижение по малочисленным дорогам.

Именно благодаря слову, как элементу речевого взаимодействия развились практически все виды деятельности, появились поэзия, литература, письменность. Речь, записанная на материальном носителе, позволила создать цивилизацию. Но оказывается, что, несмотря на очевидную принадлежность речи, и особенно поэзии, к «высшим сферам», может возникнуть двигательное поражение речи, при котором больной имеет выраженные затруднения к общению, несмотря на то, что полностью понимает обращенные к нему слова. Это нарушение часто развивается после острых нарушений мозгового кровообращения, и носит название «моторная афазия».

Разберемся в причинах и разновидностях речедвигательных поражений, но вначале нужно определиться с источниками продукции речи.

Где рождается речь?

Собственно продукция речи требует от человека многих усилий: должно быть скоординировано дыхание, подано нужное усилие на голосовые связки, а также проведены артикуляторные движения, которые именуются супраларингеальными. К ним относятся различные конфигурации неба, языка, губ, которые и отвечают за формирование членораздельной речи.

Источник дыхания – нижние мотонейроны передних рогов спинного мозга в шейных, грудных, и даже нижнепоясничных отделах. Контроль вокализации, то есть движения голосовых связок, происходит в двойном ядре блуждающего нерва, но голос, полученный на выдохе путем вибрации связок, совсем не похож на привычный голос человека. Он насыщается обертонами, проходя через систему резонаторов черепа, воздухоносных путей дыхательной системы.

Важнейшие резонаторы – полость рта и глотка. Поэтому при поражении блуждающего нерва возникает односторонний паралич голосовой связки, и происходит нарушение фонации. Появляется дисфония.

Работа мышц ротовой полости, глотки и мимической мускулатуры обеспечивается сложной координацией действия лицевого, тройничного, подъязычного нервов, активностью мотонейронов верхнешейного отдела спинного мозга. Но высшим отделом речевой регуляции, которая отвечает за речевую продукцию, является моторная кора.

Определение

Поэтому моторная афазия, в самом простом ее понимании – это «паралич речи», такой же, как паралич руки или ноги. При этом больной чувствует прикосновения, но не может пошевелить конечностью. Точно так же он чувствует и понимает обращенные к нему слова, и может общаться знаками.

В том случае, если он может говорить, но не понимает обращенную к нему речь, возникает сенсорная, то есть чувствительная афазия. Это более тяжелое поражение. Ведь при частичной, и даже полной моторной афазии пациент может общаться, даже по типу «да-нет», пусть даже движением глаз, а при сенсорной афазии вся человеческая речь для больного – просто «бульканье».

Более часто, особенно в первые несколько суток при обширных инсультах, возникает сенсомоторная афазия, при которой затруднены, либо невозможны как понимание речи, так и ее продукция, в том числе и при письме, поскольку письмо – это сохраненная речь, воспринимаемая зрением.

При сенсорной афазии бесконтрольная речь пациента без поступления информации от людей, и от себя самого в этом случае будет бедна, и, в конце концов, скоро окончательно нарушится. Сенсорная афазия развивается при поражении зоны Вернике. И врач, диктующий пациенту много раз «летит птица», в ответном диктанте, после многих зачеркиваний и мучений, получает что-то типа «ридид пцида».

Афония, дисфония и дизартрия

Прежде, чем разбираться, какая бывает моторная афазия, и как она влияет на речь, нужно понять, чем она отличается от других расстройств. Всегда ли человек, которого трудно или невозможно понять, страдает моторной афазией? Оказывается, не всегда. Так, существуют такие нарушения, как афония, дизартрия, назолалия и так далее. Что это такое?

  • дисфония – это процесс нарушения фонации, или «проблемы» со связками. Может быть афония, то есть когда больной утрачивает силу голоса, но тогда он вполне может общаться шепотом. Характерный пример – ларингит;
  • дизартрия – это более серьезное расстройство. Нарушается фонация, артикуляция звуков за счет нарушения в работе речедвигательного аппарата, и расстройства резонирования. Классическая дизартрия возникает при бульбарном синдроме, и характеризуется гнусавым голосом, появлением «каши» во рту. Характерным «образцом» такого нарушения является речь «позднего» Брежнева, которая стала источником всевозможных анекдотов;
  • анартрия – невозможность речи, но не вследствие нарушения ее продукции, а вследствие «отказа» речевого аппарата. Человек может общаться с помощью письма.

Это может происходить при инсультах, рассеянном склерозе, выраженной патологии мозжечка, при миастении и других болезнях. Но, как правило, речевые зоны коры при этих заболеваниях не страдают.

При поражении этой коры, либо при разрушении белого вещества (проводящих путей), происходит комплекс расстройств речи при моторной афазии. Моторная афазия после инсульта может быть различной, и встречается несколько ее видов.

Чаще всего встречается и проще диагностируется эфферентная моторная афазия, или афазия Брока (с ударением на последнем слоге). В коре головного мозга (в нижних отделах левого полушария) существует речедвигательная зона, или зона Брока. Если ее раздражать электродами, то молчащий человек начнет непроизвольно «похрюкивать», а при раздражении этой области у говорящего человека возникнет молчание. Это понятно, поскольку раздражение не есть полезный сигнал, а похоже на «белый шум». При продолжении раздражения моторной зоны замолчавший человек вновь начинает издавать нечленораздельные звуки, поскольку сигнал существует, но он дезорганизован.

Афазия Брока проявляется обеднением речи, появлением императивного, повествовательного, «телеграфного» стиля с короткими и простыми фразами. Больному трудно поменять речевой стереотип, он трудно переключается на другие слоги, освоив конструкцию одной фразы, старается произвести замену слогов (парафазия). Это приводит к большим проблемам в артикуляции, органы речи и язык «не слушаются», но не потому, что они поражены или парализованы, как при дизартрии, а потому, что «релейная переключающая станция» в головном мозге нарушена.

Существует термин «артикуляционная апраксия», то есть нарушение навыка речи. Движения переключаются очень грубо, и особенно больным не удаются скороговорки. Лечение моторной афазии как раз и должно быть направлено на восстановление эфферентных связей.

Афферентная моторная афазия – это тип коркового расстройства, который относится больше к чувствительным зонам коры, поскольку очаг расположен в постцентральной зоне, в ее нижних отделах, которые прилегают к sulcus Rolandi, или к роландовой борозде. Иногда эта афферентная моторная афазия называется не иначе, как кинестетическая моторная афазия.

Это более правильное название поражения. Ведущим является путаница в ощущениях, которые приходят в головной мозг от органов артикуляции. Точная поза для произнесения порядка букв не запоминается. Близкие по артикуляции звуки внутри таких слов смешиваются.

Так, вместо слова «клоун» больной произносит «колун», «уклон», понимая, что он говорит не то, но трудность с ощущением не дают ему возможность сказать правильно. Полную растерянность вызывают более длинные слова, составленные из одних и тех же звуков (анаграммы), например, товар-отвар-втора-тавро-рвота. Чтобы началось восстановление речи, и оно было успешным, афферентная моторная афазия – это повод для того, чтобы работать с зеркалом, повторять вслух, смотря на свои губы и на губы окружающих людей, при парных занятиях.

Неправильное произнесение слова приводит к дизграфии или аграфии, поскольку если человек лишился возможности правильно произносить слово, то он лишился и возможности правильно писать его.

Таким образом, моторная афазия развивается при поражении речедвигательной зоны (Брока), которая находится в левом полушарии, и при поражении постцентральной зоны и соответствующих проводников. При обширных инсультах в бассейне левых мозговых артерий, как известно, возникает паралич конечностей на противоположной половине тела, и, если вы видите пациента с правосторонней позой Вернике-Манна, которая говорит о перенесенном большом инсульте или внутримозговом кровоизлиянии, то, скорее всего, с ним будет затруднен речевой контакт, вследствие эфферентной моторной афазии.

В том случае, если возникает паралич в левых конечностях, то пациенты с трудом понимают обращенную речь, но иногда у них, особенно в первые дни, после мозговой катастрофы, возникают проявления сенсомоторной афазии. Сенсорно моторная афазия – это наиболее тяжелый тип расстройства речи, при котором очень затруднено восстановление социальной функции общения. Человек и не понимает, и не может говорить сам.

О дизграфии и аграфии

Нарушение способности к осмысленному письму тоже есть вид моторной афазии, поскольку письмо – это вариант «отсроченной речи».

Существующие расстройства письменной речи возникают, в основном, при мелких лакунарных инсультах. В данном случае поражаются небольшие сосуды, которые питают кору головного мозга, поэтому смертельный исход, или «крупный паралич» не происходит, а расстраиваются отдельные функции.

Так, может возникнуть поражение ассоциативных зон теменно-затылочной области, связанных со зрительной корой.

Вроде все элементы речи, включая кору, сохранны. Пациент хорошо понимает и говорит, запоминает наизусть и декламирует, но, при попытке написать несколько букв он теряется, поскольку просто не помнит, как они выглядят.

Пациент с сенсорной афазией Вернике не может написать письмо под диктовку, поскольку не понимает, что ему говорят, а пациент с моторной афазией испытывает затруднения при письме, поскольку не может проговорить его «про себя» перед написанием.

Как видите, такой процесс, как письмо, представляет сложнейший, синтетический процесс, связывающий воедино многие части слуховой, моторной, зрительной, речедвигательной зон коры головного мозга.

Поэтому существует специальная медицинская наука – логопедия, а внутри нее – афазиология. Специалист афазиолог-логопед часто является незаменимым учителем и наставником в реабилитации постинсультных больных. Известно, что чем раньше начата реабилитация и лечение таких расстройств, тем лучше исход болезни в целом. Заниматься с пациентом нужно уже в первые дни после инсульта, когда больной пришел в сознание, и может хоть как-то общаться, речью или знаками.

В том случае, если все брошено на восстановление движения и ходьбы, а про речь забывают, то это приводит иногда к печальным последствиям: человек восстанавливает функции обслуживания себя в быту, но, зачастую, остается ограничен в общении с окружающими.

Рекомендуем

Комментарии ( 0 )

Написать комментарий

Заболевания

Желаете перейти к следующей статье «Акалькулия и дискалькулия – в чем разница? Классификация акалькулий, диагностика и лечение»?

Копирование материалов возможно только с указанием активной ссылки на первоисточник.

Источник: http://mozgius.ru/bolezni/nevrologiya/motornaya-afaziya.html

Афферентная моторная афазия

Афферентная моторная афазия — кинестетическое расстройство сформированной речи, обусловленное нарушением центральной регуляции речедвигательного аппарата. Возникает при поражении артикуляционной зоны постцентральной извилины. Клинически проявляется снижением речевой продукции, сложностями артикуляции, смешением фонем с похожим артикуляционным механизмом, вторичной дислексией и дисграфией. Основу диагностики афферентной моторной афазии составляет логопедическое, неврологическое обследование, МРТ мозга. Проводится лечение основной патологии, осуществляется медикаментозная поддержка церебральных функций (нейрометаболиты, сосудистые фармпрепараты), логопедическая коррекция.

Афферентная моторная афазия

Экспрессивная речь является результатом согласованной работы всех составляющих артикуляционного аппарата: губ, языка, глотки, гортани, лицевой мускулатуры. Корковая регуляция речевого процесса осуществляется при непрерывной афферентации — информировании соответствующих отделов коры о расположении каждого из указанных речевых органов. Обусловленная нарушением процессов афферентации моторная афазия получила название «афферентная». Термин введён отечественным исследователем афазий профессором А. Р. Лурия в 1969 году. Заболевание распространено преимущественно среди пациентов среднего и пожилого возраста, афферентная детская афазия встречается редко. Поражение нескольких зон коры приводит к сочетанным нарушениям – развивается афферентно-эфферентная моторная, сенсомоторная афазия.

Причины афферентной моторной афазии

Заболевание возникает при органическом поражении теменной доли в области нижних отделов постцентральной извилины. Патологические изменения могут иметь ишемический, воспалительный, посттравматический, токсический, компрессионный характер. Основными этиофакторами повреждения выступают:

  • Инсульты. Являются наиболее частой причиной афазии. При фокальном поражении нижнетеменных отделов левой постцентральной извилины наблюдается афферентная моторная форма речевой дисфункции. При ишемическом инсульте гибель нейронов указанной области обусловлена нарушением кровоснабжения вследствие тромбоэмболии или спазма питающей церебральной артерии, при геморрагическом — сдавлением тканей излившейся кровью.
  • Черепно-мозговые травмы.Ушибы головного мозга с размозжением тканей в нижнетеменных областях приводят к повреждению нейронов, которые воспринимают афферентную информацию от артикуляционных органов. Образование внутримозговой гематомы, нарастание посттравматического отёка становится причиной сдавления нейронов. В результате развивается афферентная моторная афазия.
  • Опухоли мозга. Глиомы, астроцитомы, медуллобластомы теменной доли оказывают повреждающее действие путём компрессии окружающих тканей либо разрушением нейронов вследствие своего инвазивного роста. Увеличение объёма внутримозговой опухоли обуславливает нарастающий характер речевых нарушений.
  • Нейродегенеративные процессы.Болезнь Альцгеймера, лейкодистрофии, болезнь Пика сопровождаются атрофическими изменениями в коре. Атрофия может возникать при длительно существующем эпилептогенном очаге теменной локализации. Прогрессирующая демиелинизация вызывает разрушение афферентных связей. Результатом является дисфункция поражённых отделов теменной коры — моторная афазия афферентной формы.
  • Инфекции. Этиологически различные инфекционные поражения головного мозга (энцефалит, энцефаломиелит, церебральный абсцесс), локализующиеся в теменной доле, приводят к отёку, расстройству микроциркуляции, внутриклеточным изменениям нейронов. Дисфункция и гибель последних, нарушение межнейрональных взаимодействий провоцирует появление речевого расстройства.

Патогенез

В норме экспрессивная речь осуществляется благодаря взаимодействию отделов пост- и прецентральной коры, в которых представлены артикуляционные органы. Эфферентные импульсы, регулирующие необходимые для фонации мышечные сокращения, генерируются нейронами прецентральной извилины с учетом информации от нейронов постцентральной извилины. К последним поступает афферентная импульсация от мышц и связок, участвующих в процессе звукообразования. Этиофакторы обуславливают органические изменения и дисфункцию постцентральной области. В результате нарушается механизм восприятия афферентации, связь с прецентральной извилиной.

Не имея достаточной обратной информации о состоянии артикуляционного аппарата, прецентральные отделы не могут адекватно регулировать процесс фонации. Результатом является речевая апраксия — утрата двигательного артикуляционного навыка, что в выраженных случаях обуславливает полное отсутствие речевой продукции. Поскольку кинестетический контроль играет существенную роль в процессе понимания услышанного, возникают вторичные расстройства фонематического слуха.

Классификация

Афферентная моторная афазия может иметь две отличающиеся по своим проявлениям формы. Вариативность обусловлена различной представленностью артикуляционных органов в постцентральной извилине право- и леворуких пациентов. Классификация была предложена А. Р. Лурия:

  • Первый вариант сопровождается расстройством пространственного синтеза обеспечивающих артикуляцию движений. При грубых расстройствах ситуативная речевая продукция полностью отсутствует. Наблюдается апраксия артикуляционных органов.
  • Второй вариант носит название «проводниковая афазия». Характерна преимущественная сохранность клишеобразных ситуативных высказываний при выраженных нарушениях произвольных видов речи. Встречается при левостороннем (реже правостороннем) поражении теменного полушария у амбидекстров и больных со скрытым левшеством.

Симптомы афферентной моторной афазии

Артикуляционная апраксия приводит к неспособности самостоятельно воспроизвести отдельные звуки. Делая попытку, больной совершает беспорядочные движения языком, губами, производит звуковые замены. Пациент добивается большего успеха, пытаясь воспроизвести звук путём подражания артикуляции врача. Однако расстройство кинестетического анализа силы соприкосновения, направления движения артикуляционных органов обуславливает смешение звуков м-п-б, о-у, н-д-т и пр.

Фонематические подмены длительно сохраняются на фоне постепенного восстановления речевой функции. Больной произносит «дом» как «том», «Вова» как «Вома». Закрытые слоги более сложны для произношения, наблюдается их дробление при помощи гласных звуков. Слово «дым» произносится как «дыма», «шапка» как «ша-па-ка». Затруднения экспрессивной речи заставляют пациентов использовать для коммуникации речевые эмболы — короткие слова, отдельные слоги, имеющие выраженную эмоциональную окраску.

В раннем периоде после ЧМТ, инсульта афферентная моторная афазия сопровождается непониманием услышанной речи. Состояние является преходящим, длится нескольких дней. Более длительно сохраняется затруднённое распознавание на слух отдельных фонем, имеющих общий способ артикуляции (н-ш, б-м-п). Избыточность фонематического разнообразия слов позволяет пациентам понимать обращённые к ним высказывания. Наряду с речевой апраксией нарушено конструктивно-пространственное восприятие – пациенты не могут расположить по инструкции три предмета, дезориентированы в географической карте и т. п.

Степень выраженности дислексии, дисграфии коррелирует с тяжестью афазии. Артикуляционные сложности проявляются на письме литеральными параграфиями, пропусками согласных звуков. В ряде случаев выраженная моторная форма афазии диссоциирует с относительной сохранностью письма, которое остаётся единственным способом коммуникации пациента. Восстановление письменной речи происходит по мере нормализации речевой продукции. Чтение без проговаривания вслух может восстанавливаться быстрее письма.

Проводниковая афазия протекает с сохранностью автоматизированной ситуативной речи. Больные способны общаться с близкими, используя часто употребляемые фразы и слова («не может быть», «обязательно сделаю», «да», «хорошо»), но испытывают значительные затруднения произвольной речи при необходимости повторить слово, составить рассказ по картинке. Пациенты хорошо слышат собственные ошибки, стараются их преодолевать. Нарушения письма заключаются в сложности соблюдения порядка букв в слове. Типично зеркальное написание: «онко» вместо «окно».

Осложнения

Больные критично воспринимают собственный речевой дефект, эмоциональная сфера сохранена. Вследствие этого высока вероятность ранней депрессивной переработки возникшего состояния. Поскольку поражение затрагивает моторные поля коры, наблюдается сопутствующий выраженный двигательный дефицит. Двигательная ограниченность, невозможность самообслуживания усугубляют психологический дискомфорт пациента, вызванный нарушением вербальной коммуникации. В отсутствие психологической и логопедической поддержки возможно возникновение депрессии, что значительно затрудняет дальнейшую реабилитацию больного.

Диагностика

Диагностические мероприятия осуществляются совместными усилиями специалистов в сфере логопедии и неврологии. Поиск направлен на верификацию вида речевого расстройства, определение этиологии и объёма церебрального поражения. Базисными этапами диагностики являются:

  • Консультация логопеда. Диагностическое обследование речи выявляет снижение общей речевой продукции, в тяжёлых случаях — её полное отсутствие. Патогномоничен симптом «поиска позы» – подбор пациентом определённого положения губ, языка для произнесения необходимого звука. Определяется расстройство фонематического слуха, дисграфия, дислексия.
  • Консультация невролога. Обнаруживает артикуляционную апраксию, правосторонний спастический гемипарез, гемигипестезию. Когнитивные нарушения, психические отклонения отсутствуют. Полученные данные свидетельствуют о поражении левой теменной области.
  • МРТ головного мозга. Необходима для уточнения морфологического субстрата заболевания. Позволяет диагностировать объёмное образование (абсцесс, гематому, аневризму церебральных сосудов), зону геморрагии, ишемии, опухолевый процесс, атрофию, демиелинизацию, воспалительные очаги. Результаты сканирования интерпретируют в соответствии с клинической картиной заболевания.
  • Люмбальная пункция. Проводится для получения и исследования цереброспинальной жидкости. Анализ даёт возможность диагностировать инфекционно-воспалительные изменения, верифицировать возбудителя нейроинфекции, выявить следы крови, опухолевые клетки.

Афферентная моторная афазия требует дифференцировки от иных нарушений речи. Ограничением речевой продукции, затруднением артикуляции моторная афазия отличается от акустико-гностической, акустико-мнестической форм со свойственными им логореей. При динамической афазии пациент может молчать, но отвечает на заданные ему простые вопросы, способен считать вслух, повторять слова.

Лечение афферентной моторной афазии

Первостепенное значение имеет терапия причинной патологии. Инфекционно-воспалительные поражения купируются специально подобранными этиотропными препаратами (антибактериальными, противовирусными, антимикотическими). При инсультах проводится общая и дифференцированная сосудистая терапия. В случае опухолей, травматических повреждений, гематом необходима консультация нейрохирурга для решения вопроса о целесообразности нейрохирургического лечения. Коррекция афазии начинается в раннем восстановительном периоде, включает две основные составляющие:

  • Логопедические занятия. В начале любого занятия выполняется артикуляционно-мимическая гимнастика. Применяются все виды растормаживающих упражнений: сопряжённое и отражённое произнесение автоматизированных рядов, проговаривание фраз с жёстким контекстом, повторение стихов. Занятия проводятся с мимической подпоркой: врач располагается напротив больного, проговаривает звуки, утрировано демонстрируя постановку губ, щёк, зубов, языка.
  • Медикаментозное лечение. Направлено на улучшение кровоснабжения и метаболизма нейронов поражённой области, что способствует более быстрой и полной реабилитации больных. Фармакотерапия осуществляется комплексным применением нейропротекторных, ноотропных, вазоактивных, нейрометаболических препаратов.

Когнитивная сохранность, осознание речевого дефекта формируют высокую заинтересованность пациента в лечении. Большое значение имеет поддержка близких, регулярные самостоятельные занятия в домашних условиях. При необходимости дополнительной психологической поддержки показаны беседы с психологом, психотерапия.

Прогноз и профилактика

При успешном лечении причинного заболевания, упорной, правильно подобранной логопедической коррекции прогноз благоприятный. Вместе с восстановлением речевой моторики регрессируют нарушения письма, чтения. У некоторых пациентов сохраняются артикуляционные призвуки, создающие впечатление лёгкого акцента, могут присутствовать редкие литеральные парафазии. Профилактические мероприятия включают весь спектр методик, позволяющих предотвратить воздействие этиологических факторов. Основными моментами являются предупреждение и своевременная терапия цереброваскулярной патологии, профилактика травматизма, инфекционных заболеваний, исключение онкогенных влияний.

Афферентная моторная афазия — лечение в Москве

Cправочник болезней

Нарушения речи

Последние новости

  • © 2018 «Красота и медицина»

предназначена только для ознакомления

и не заменяет квалифицированную медицинскую помощь.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/afferent-motor-aphasia

admin
admin

×